Обладая крупнейшими в мире лесными ресурсами, Россия остро нуждается в эффективной системе управления зеленым фондом. Сегодня десятки миллионов гектаров бывших сельхозугодий бесконтрольно зарастают деревьями, промышленные леса истощаются, а лесовосстановление остаётся малоэффективным. Эксперты в отрасли видят выход в развитии частного лесного хозяйства, но на этом пути стоят серьёзные нормативно-правовые барьеры. Сегодня российское лесоуправление используетэкстенсивную модель на истощение, основанную на заготовке древесины, а не на её выращивании. Исследователи отмечают, что текущая модель лесоуправления, которая в основном опирается на сплошные рубки зрелых хвойных лесов и оставление этих территорий для естественного восстановления, снижает потенциал лесовоспроизводства. Проблема усугубляется низкой эффективностью использования средств, выделяемых государством на лесовосстановление. Основательно должен быть повышен уход за молодняком. Специалисты предлагают переход к модели интенсивного лесоуправления с концентрацией заготовок в регионах с развитой инфраструктурой, ближе к перерабатывающим предприятиям. Это позволило бы повысить устойчивость всего лесопромышленного комплекса.
Пока промышленные леса в России вырубаются быстрее, чем восстанавливаются, происходит масштабный и малоконтролируемый процесс зарастания заброшенных сельскохозяйственных земель. Масштабы этого процесса впечатляют. По оценкам ученых, площадь таких заброшенных участков в стране составляет от 33 до 100 миллионов гектаров. И с каждым годом она увеличивается в среднем на 1%. Причем около 76 миллионов гектаров этих земель пригодны для выращивания леса. Это явление – следствие социально-экономических изменений последних десятилетий. После распада СССР миллионы гектаров пахотных земель и пастбищ были заброшены из-за депопуляции сельских территорий и экономической неэффективности сельского хозяйства в отдалённых регионах. Парадокс в том, что эти земли могли бы стать ресурсом для развития эффективного лесного хозяйства, но этому препятствует правовая система. Частное лесное хозяйство оказывается в тупике и не может развиваться. Мешает как отсутствие законодательной основы, разрешающей лесоразведение на землях сельскохозяйственного назначения, так и административные барьеры и нерегулируемый целый пласт проблем, возникших после принятия Лесного кодекса, включая классификацию преступлений, связанных с рубкой насаждений на таких участках. В-третьих, недостаток специальных правил для климатических проектов. Как подчеркивается в анализе правового регулирования лесоклиматических проектов, общие подходы не учитывают долгосрочный характер проектов, необходимость поддержания результата в течение десятилетий при высоких рисках потерь из-за лесных пожаров, незаконных рубок, вредителей и т.д. Юристы отмечают, что требуется доработка нормативной базы, а также снятие бюрократических барьеров для привлечения инвестиций и частных инициатив.
Развитие частного лесного хозяйства на заброшенных землях может существенно повысить продуктивность российского лесопромышленного комплекса. Научные данные подтверждают эффективность такого подхода. Исследования в Среднем Поволжье показали, что средний годовой прирост объёма посаженных сосновых лесов составил 5,6–9,2 м³/га, что примерно на 15% больше, чем прирост объёма естественных сосновых лесов.
Кроме того, особую тревогу вызывает практика массовых посадок хвойных монокультур в неарендованных лесах России. Развитие монокультур может негативно влиять на запасы углерода в почве и другие экологические показатели. Хвойные монокультуры, особенно в условиях изменения климата и увеличения частоты засух, становятся источником масштабных лесных пожаров, уничтожающих результаты многолетних усилий по восстановлению зеленого фонда.