Россия – самая богатая лесами страна. Зеленые ресурсы составляют 46% территории РФ. И по данным Рослесхоза, площадь лесов приближается к 1,2 млрд га. Управление таким огромным природным богатством – важная задача для государства. Необходима работающая система контроля, законодательного регулирования и экологического мониторинга. Как же устроено лесное хозяйство в России и какие органы за него отвечают?
Законодательной базой является Лесной Кодекс Российской Федерации, который регулирует отношения в данной сфере, принципы лесопользования, права и обязанности арендаторов лесных участков, меры охраны и восстановления лесов. Дополнительные нормативные акты (например, постановления правительства, региональные законы) уточняют правила вырубки, борьбы с пожарами и защиты редких видов животных и растений.
На федеральном уровне лесами управляют Министерство природных ресурсов и экологии, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) и Росприроднадзор. Первое – разрабатывает госполитику, второе – отвечает за реализацию программ, учет лесов и борьбу с пожарами, а третье – контролирует соблюдение экологических норм. В сфере государственного регулирования применялись цифровые технологии: ЛесЕГАИС – единая система учёта древесины и ИСДМ Рослесхоз - спутниковый мониторинг пожаров и вырубок. С января 2025 года они объединены в цифровой платформе ФГИС ЛК, а также в нее внесены сведения Государственного лесного реестра, актуальные данные в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, учёта древесины и информации о сделках с ней.
Ключевые принципы эффективного управления лесами существуют и на региональном уровне. Субъекты РФ имеют собственные лесные департаменты, которые распределяют участки в аренду, занимаются лесовосстановлением, организуют охрану от пожаров и незаконных рубок, участвуют в экологическом просвещении.
Согласно лесному законодательству Российской Федерации леса предоставляются для использования на праве аренды. Около 23% лесного фонда страны передано в активное и долгосрочное пользование под разные нужды. В основном это заготовка древесины (около 80% арендованных земель), охота и сбор дикоросов (полезные растения, пригодные для употребления в пищу) и экотуризм. Арендаторы обязаны соблюдать правила рубок, восстанавливать вырубленные площади, охранять леса от пожаров. Кстати, в России действует добровольная система лесной сертификации, которая пришла на смену международной системе FSC. По сути, это инструмент, который доказывает ответственное происхождение древесины, других лесных ресурсов и продукции из них.
Несмотря на строгие правила, главной проблемой лесного управления остаются незаконные рубки, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке. Ещё один вызов для системы – это слабое лесовосстановление. По данным Счётной палаты, баланс между вырубленным и восстановленным лесом все еще не достигнут. Нехватка финансирования также напрямую влияет на качество охраны лесов. Средств выделяется меньше, чем требуется. Замыкают череду трудностей климатические изменения, вызванные ими пожары и распространение вредителей. Для устойчивого управления необходимо повышать прозрачность аренды, усиливать охрану особо ценных лесов, активнее привлекать науку и общественность к мониторингу. Лесное хозяйство сегодня требует использования современных инновационных научно-технических достижений и существенной модернизации. Это вызвано повышением международных, социальных, экологических и экономических требований к лесоуправлению. Реализация климатических проектов также способствует эффективному управлению лесами и вместе с ужесточением контроля дает надежду на более рациональное использование ключевого и драгоценного ресурса России.